ВТО и стройматериалы: кто кого?

Штаб-квартира ВТО, Женева, Швейцария

ВТО и стройматериалы: кто кого?

Как повлияет вступление России в ВТО на российский строительный комплекс. Строители смотрят в будущее с оптимизмом. А вот промышленность стройматериалов серьезно обеспокоена тем, как она будет конкурировать с дешевым цементом из Ирана и утеплителями из Китая. Тем более что, оказывается, дверь в нашу страну широко открыта… 

С точки зрения таможенных тарифов возможности регулирования существенно не изменятся, поскольку действующие импортные таможенные пошлины уже сегодня не превышают предельных уровней, установленных ВТО. В необходимых случаях государство может влиять на состояние рынка, как это было, например, в 2007 — 2008 годах, когда обнуление ввозных пошлин на цемент позволило преодолеть диктат российских монополистов, взвинтивших цены.
Однако возникают риски, связанные с невозможностью использования Россией механизма ограничений на ввоз недоброкачественных и опасных строительных материалов и изделий, предусмотренного Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле (Соглашение ТБТ).
Производство асбеста, Россия
В статье 2 Соглашения ТБТ за странами признается право на введение защитных национальных мер к импорту товаров, если они вызваны соображениями охраны окружающей среды, здоровья и безопасности населения. Соответствующие требования должны быть установлены в технических регламентах. Однако в Российской Федерации в настоящее время отсутствует технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий. Соответствующий проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был принят Государственной Думой в первом чтении в 2009 году, однако в дальнейшем работа над этим законопроектом была прекращена в связи с переносом принятия технических регламентов на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС.
В настоящее время Минрегионом России при участии Национального объединения строителей разработан проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Он прошел межведомственные согласования и 10 апреля 2012 года одобрен Подкомиссией по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В настоящее время проект технического регламента готовится к рассмотрению Евразийской Экономической Комиссией.
В этом техническом регламенте впервые в российской практике устанавливается система требований к строительным материалам и изделиям, обеспечивающая повышение качества этой продукции и возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из третьих стран. Это должно повысить качество и безопасность конечной продукции строительства — зданий и сооружений.
Гонконг построен из добротных материалов
20 июня 2012 года был утвержден новый Порядок разработки технических регламентов Таможенного союза, который предусматривает существенное усиление роли бизнес-сообщества в разработке технических регламентов и перечней нормативных документов для них. Это должно существенно повлиять на ситуацию с принятием Технического регламента Таможенного Союза.
Однако утверждение Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» задерживается. Это связано с тем, что в основополагающем документе — Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе от 18 ноября 2010 года — не учтён ряд особенностей объектов капитального строительства.
Согласно Соглашению, для подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза могут применяться только международные, региональные и национальные стандарты Сторон. Из этого следует, что являются нелегитимными документы, образующие доказательную базу технического регламента Таможенного союза:
— межгосударственные строительные нормы и правила;
— своды правил (СНиПы) Российской Федерации;
— СНиПы Республики Казахстан;
— технические кодексы Республики Беларусь.
Соглашение о техническом регулировании в Таможенном союзе не учитывает, что для зданий и сооружений предусмотрены такие процедуры оценки соответствия, как государственная экспертиза проектной документации; строительный контроль; государственный строительный надзор; ввод объекта в эксплуатацию.
Соглашением устанавливается, что подтверждение соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется только до выпуска её в обращение. Представляется, что это условие не может быть применено в отношении зданий и сооружений, поскольку одним из ключевых условий обеспечения безопасности зданий и сооружений является установление обязательных требований на всех этапах жизненного цикла: эксплуатации, капитального ремонта, реконструкции, а в дальнейшем — и сноса.
Для того чтобы технический регламент Таможенного Союза все-таки был принят, необходимо внести в базовое Соглашение изменения, учитывающие специфику технического регулирования в строительстве. Это предложение поддерживают все заинтересованные стороны, в т. ч. профильные министерства стран-участниц Таможенного союза. Проект соответствующего Протокола подготовлен Минпромторгом России, однако до настоящего времени Протокол ещё не принят Сторонами Соглашения.
Таким образом, можно сказать, что пока дверь для ввоза некачественных стройматериалов широко открыта. И это не может не тревожить и российских производителей стройматериалов, и российских строителей, к которым могут попасть заведомо негодные стройматериалы.
Источник: http://rcmm.ru
Фото «Строительство.RU»; csp-svir.ru; bglogist.com
Facebook Comments
0