Главная » Строительные вести » Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС

Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС

Перспективы разработки однообразных нормативных актов технического, экономического, правового характера в градостроительной деятельности после создания ЕАСЭ.

img

(Интервью заместителя председателя МСТРС Блинова).
Вячеслав Петрович, какова сегодня ситуация в области исполнения обязательных требований в строительстве в связи с созданием ЕАЭС?
Хотя подписан Евразийский договор с Приложением о правилах требований к продукту, процессу производства, работам, услугам в созданном экономическом союзе, вопрос технического регулирования окончательно не согласован. Его основой могут служить только межгосударственные стандарты, где зафиксирован полный процесс строительных работ.
Не нашли отражение единые для государств – участников правила взаимодействия работников с техникой, орудиями, инструментами труда.
Обстановка с вспомогательными стройками, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность населения, длительную работу различных зданий, сооружений такова.
Уже начинают учитываться введенные правила безопасности рельсовых транспортных средств (в том числе передвигающихся с высокой скоростью), автомагистралей. Основой их стали межгосударственные стандарты.
Это закономерно – развитие сети дорожных сообщений, прокладка газовых и нефтяных магистралей в границах стран – участниц экономического Союза должно происходить по единым требованиям и нормам. Иные объекты, воздвигаемые на территории независимых государств, должны воздвигаться на основе национальных законодательств.
Представители Республики Казахстан предложили не включать такие объекты в область регулирования ЕАЭС.
Российские представители поддерживаются положения, что материалы и изделия для строительства должны соответствовать единым параметрам использования.
Считаю недальновидно игнорировать разрабатываемые европейские требования методические рекомендации в этом направлении.
Начинать такую работу необходимо с разработки необходимых документов в области межгосударственных отношений.
Отражены ли в новых документах ЕАЭС вопросы, связанные с применением еврокодов?
По вопросу применения европейских кодов, хочу прояснить, что они представляют из себя стандарты, прописанные в уже указанном Регламенте. Они являются только правилами при проектировании, учитывают сейсмическую, механическую, часть пожарной безопасности и не могут претендовать на полное решение вопросов перехода на межгосударственный уровень. При этом, в отличие от отечественных стандартов, они не обеспечивают все виды безопасности. Применение их в нашей стране зависит от конкретного случая, при этом решение принимает заказчик и проектная организация.
Характерная особенность еврокодов – их использование при проектировании объектов на определенный срок, что приводит к необходимости проведения различных расчетов. Добавлю, что срок эксплуатации зданий зависит от качества строительных материалов, а европейские материалы не всегда можно применять в наших условиях.
Построенный по европейским стандартам развлекательный центр Maxim в Риге не выдержал два года назад массы выпавшего снега, рухнул, лишив жизни многих людей. Причина – построен на сорокалетнюю эксплуатацию, силовые воздействия рассчитаны по европейским правилам, без учета климатических условий местности.
Какова позиция российских специалистов по отношению к зарубежным нормам?
Правила результат многолетних национальных исследований, заимствований у иных государств. Наша страна не вкладывала средства в разработку новых строительных материалов, норм строительного проектирования. Меняя сложившуюся тенденцию, одновременно необходимо брать лучшие разработки стран Европы, Азии, изучать их, использовать в наших условиях. Имея свои разработанные, проверенные жизнью нормы, необходимо учитывать новое, разработанное за рубежом.
К примеру, коммуникации должны быть современными. Наша наука идет в направлении разработки новых стройматериалов, проектных работ, но движение тормозится длительным отсутствием необходимого финансирования.