Виды трещин ж/б элементах: допустимые и недопустимые

Виды трещин ж/б элементах: допустимые и недопустимые

Осуществляя приемку ж/б конструкций на строительной площадке, первым делом необходимо оценить их тех. характеристики по внешнему виду. В случае несоответствия, заказчик вправе выдвинуть претензии производителю, поставщику или же подрядчику. Вопрос допустимости наличия трещин в этом случае имеет первостепенную важность, поэтому стоит остановиться на нем более детально.

Неопасные трещины в ж/б элементах

Любое возникновение трещины в конструкции говорит о наличии разрядки скопившегося напряжения в конкретной области элемента. Причинами их появления могут быть внутренние напряжения (растягивающие). Как правило, они возникают в результате процессов, происходящих внутри элемента, а также в результате нагрузок на изделие извне.

В рамках ДБН B.2.6-98:2009, для различных ж/б элементов и конструкций существуют отдельные требования по образованию трещин. Так, для конкретных элементов некоторые виды трещин являются допустимыми. Для прочих же – недопустимы вовсе.

В таблице, представленной ниже, мы рассмотрим типы неопасных трещин, а также причины их появления.

Типы трещинПричины возникновения Размер трещинХарактер трещин
Трещины, возникающие при усадке конструкции (усадочные)Неподходящий бетонный состав (очень много цемента – 600-700 килограмм на метр кубический). Некачественное армирование. Нарушения процесса твердения или неправильный ухой за изделием в процессе твердения бетона.до 0.1 мм.Стабилизированные/

нестабилизированные

ДеформационныеПоявляются в результате неаккуратной транспортировки и укладки на хранение на складе. Могут возникать при монтаже, а также в процессе эксплуатации изделий.

 

до 0.3 мм.Стабилизированные, односторонние, сквозные
Трещины, возникающие при нарушении технологических процессов при производстве (технологические)Возникают в результате расслаивания смеси при укладке, уплотнении или вибрации. Нередко наблюдаются деформации, появляющиеся в результате нарушения режима прогрева бетонной смеси, неправильного натяжения арматуры в преднапряжных элементах.

 

до 0.3 ммСтабилизированные, односторонние, сквозные

Исследуя нормативную документацию, специалисты собрали такую информацию по допуску ж/б конструкций с учетом присутствия отдельных типов трещин.

В рамках эксплуатационных условий ширина раскрытия трещин не должна превышать:

— 0.4 мм. – для ж/б конструкций, подвергающихся воздействию окружающей среды (низкие и перепады температур, повышенная влажность и пр.);

— 0.5 мм. – для элементов, которые эксплуатируются в условиях, не подверженных воздействию окружающей среды;

— 0.3 мм. – для изделий, используемых в агрессивных климатических условиях;

— 0.2 мм. – для изделий с арматурой, обладающей низкой устойчивостью к коррозии.

В рамках ДСТУ, в ходе производства преднапряженных конструкций, возможно наличие трещин поперечного типа, которые возникают в результате обжатия бетона при предварительном напряжении, плюс трещины поверхностного типа, возникающие при усадке бетона с максимальной шириной раскрытия:

— 0.1 мм. в преднапряженных конструкциях, в колонах и стойках, в элементах, изготовленных из тяжелого бетона, к каким предъявляются требования относительно морозостойкости;

— 0.2 мм. во всех других ситуациях.

Важно! Даже при наличии перечисленных видов допустимых трещин, обязательно следует их заделывать, так как почти все трещины позволяют неблагоприятным средам просачиваться внутрь бетона, что по прошествии определенного периода времени приведет к коррозии арматуры и разрушению бетона. Особенно это актуально при устройстве промышленных полов, подвергающихся в ходе эксплуатации серьезным нагрузкам.

Когда трещины считаются категорически недопустимыми?

  1. Изделия с увеличенными эксплуатационными свойствами (длительный срок эксплуатации).
  2. Изделия, которые подвергаются интенсивному воздействию агрессивных сред.
  3. В случаях, если ж/б изделия будут находиться под давлением газов и жидкостей.

Как нужно обследовать трещины?

Первым делом следует установить характер трещины (форма, ширина/длина/глубина раскрытия, направление трещины). Это делается при помощи лупы или микроскопа. Затем нужно установить, наблюдается или нет развитие трещины. Здесь пригодятся гипсовые маяки (можно использовать цементно-песчаные), устанавливаемые там, где наблюдается раскрытие. Окончание трещины нужно обозначить штрихами (обязательно проставить дату измерения). Размещение трещины наносится на чертеж с обязательным обозначением даты, в которую были установлены маяки. Трещины необходимо периодически осматривать, а результаты проверок фиксировать в акте обследования изделия. Результат исследования покажет, насколько опасно первичное появление трещины.

Если же говорить об устройстве бетонного пола, то стоит отметить одну важную деталь: использование упрочнителя (топпинга) значительно повысит уровень износостойкости и прочности интенсивно эксплуатируемого покрытия.

#Бетонный #Промышленный #Трещины

 

Facebook Comments
0